четверг, 17 июня 2010 г.

Книгу Анатолия Кузнецова "Бабий Яр" я прочитала давно, еще когда жила в Ташкенте. Если я скажу, что она произвела на меня сильное впечатление - я не скажу ничего. Она изменила меня, вывернула наизнанку. Она отпечатала город Киев в моем сознании, навсегда выделив его из череды других городов мира. Живя в Средней Азии, я осознала навсегда, что Киев - это город, где был Бабий Яр.
В то время я и представить себе не могла, что я не только побываю в Киеве, но и буду жить в нем!
Тем не менее свойство человеческой памяти - все забывать. Только сегодня (точнее, вчера вечером), спустя три года после моего переезда в Киев, я побывала в Бабьем Яру. Сейчас он находится в таком состоянии, что уже трудно представить себе весь ужас осени 1941 года. Все покрыто зеленью, все цветет и благоухает. Память зарастает травой и цветами. Будто всегда на этом месте был просто парк, где свободно могут гулять дети и взрослые, а на лавочках вольготно расположились пенсионеры с книжками и кроссвордами. Возможно, они просто живут рядом, вот и ходят сюда на прогулки.
А я смотрю на это место своим свежим взглядом. Я успела привыкнуть к городу, но не к этому месту. Оно не успело превратиться в моем сознании просто в "парк культуры и отдыха". Мне пока совсем непонятно: зачем здесь построили телебашню? К чему на этом месте метро? Как можно было копать его на этом месте, на костях сотен убитых? И почему так мал этот самый яр? Видимо, осталось от него совсем немного из того, что было (действительно, большую часть специально закопали, это я потом прочитала). Почему по дорогам ездят автобусы и машины, почему я здесь праздно прохаживаюсь, фотографирую?... Жизнь человеческая ничего не стоит. Вся история это подтверждает. Обидно, что мы так быстро все забываем.
Смотришь на всю эту зелень и деревья в цвету и думаешь невольно: а была ли на самом деле та осень?
БЫЛА.

Моя дочка нашла на самом дне Яра маленькую детскую лопатку-ситечко - видимо, кто-то из детей забыл ее там недавно. Эта лопатка словно протянута нам из того невидимого мира, из самого его дна. Моя дочка еще не понимает, почему мы здесь, думает, что просто гуляем. Она пытается влезть на памятники и подобрать с них цветы. Она не понимает, что такое "умереть".
Я хочу, чтобы однажды и в ее сердце Бабий Яр прозвучал так, как когда-то у меня в Ташкенте. Я не хочу, чтобы Бабий Яр превратился для меня в "парк культуры и отдыха".

Комментариев нет:

Отправить комментарий